Амр бин аль ас. История сахабы Саид ибн Амр (р.а). Смотреть что такое "Амр ибн аль-Ас" в других словарях

«Саид ибн Амир - человек, который выбрал вечную жизнь, оставив земную, и отдал предпочтение Аллаху и Его Посланнику надо всем остальным».

Саид ибн Амир являлся одним из великих сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословление). Поклонение, набожность, аскетизм - все наивысшие качества нашлись в этом человеке. Казнь сподвижника Пророка (мир ему и благословление) Хубайба, взятого в плен курайшитами, способствовала тому, что Саид познал истину и пришёл к ней. Это произошло перед взятием мусульманами местности Хайбар.

Всевышний наставил Саида ибн Амира на путь истины: он встал посреди большого собрания народа и заявил, что не причастен к их грехам и о том, что более не намерен поклоняться идолам, а также о вступлении в религию Ислам.

После этого Саид ибн Амир переселился в Медину, находился рядом с Пророком (мир ему и благословление) участвовал в битве при Хайбаре и в последующих сражениях. Сам Пророк (мир ему и благословление) ушёл в мир иной, оставшись довольным Саидом. Он был хорошим примером для других мусульман – ведь он решительно избрал вечную жизнь, оставив земную, выбрал довольство Аллаха и вознаграждение Его, оставив желания нафса (эго) и страсти плоти. Оба наместника Пророка (мир ему и благословление) Умар бин Хаттаб и Абу Бакр (да будет доволен ими Аллах) знали праведность и богобоязненность Саида, прислушивались к его советам и придавали значение его словам.

Что помогло Саиду познать истину?

Саид бин Амир аль-Джумахи был одним из тысячи юношей, собравшихся в местности ат-Танг’им возле Мекки по призыву курайшитских лидеров для того, чтоб стать свидетелями расправы над одним из сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословление) Хубайбом ибн Ади, вероломно захваченным в плен.

Молодость и энергия Саида позволила ему протиснуться между людьми и приблизиться к старейшинам курайшитов – Абу Суфьяну ибн Харбу, Сафвану ибн Умайа и другим, и увидеть пленника, повязанного веревками и подталкиваемого женщинами и детьми к месту казни, чтобы тем самым отомстить Мухаммаду (мир ему и благословление) и отплатить за убитых курайшитов в битве при Бадре. Среди женских и детских криков Саид ибн Амир услышал четкие слова Хубайба: «Разрешите мне совершить два ракаата намаза до моего распятия». Саид ибн Амир увидел, как он повернулся в сторону Каабы и совершил двух ракаатный намаз. Как же они были прекрасны и полноценны, подумал про себя Саид. Завершив намаз, Хубайб обратился к старейшинам курайшитов: «Клянусь Аллахом, если бы вы не подумали, что совершаю долго намаз из боязни смерти, то я бы молился дольше» . Народ стал свидетелем того, как они терзали тело Хубайба, отрезая один за другим куски тела и говоря ему: хотел бы ты, видеть Мухаммада (мир ему и благословление) на своем месте, а себя спасенным? Обливаясь кровью, Хубайб отвечал: «Клянусь Аллахом, не хотел бы быть спасенным и находиться среди своих родных, и дать вместо себя Мухаммада (мир ему и благословление) хоть колючкой кольнуть!» . Затем Саид ибн Амир заметил, как Хубайб поднял взор к небу и произнес: «О Аллах, сокращай их число, и убивай их поодиночке, не оставляя ни одного из них!». После этих слов Хубайб ушел в мир иной.

После жестокой казни курайшиты вернулись в Мекку, и через некоторое время забыли об этом событии. Но молодой Саид ибн Амир ни на миг не забывал Хубайба. Он видел его во сне, когда ложился спать. Наяву он вспоминал, как Хубайб спокойно совершил последние два ракаата в своей жизни, его обращение к Аллаху с просьбой погубить курайшитов, и боялся, что его поразит молния или камень с небес. Этот случай помог Саиду познать истину.

Как Саид стал правителем Хомса

Во времена, когда Умар ибн Хаттаб (да будет доволен ими Аллах), начинал только свое правление Саид ибн Амир пошел к Умару и сказал ему: «О, Умар, я советую тебе - бойся Аллаха в отношениях с людьми, но не бойся людей в отношениях с Аллахом. Пусть не противоречат твои слова твоим делам, поистине хорошее слово то, которое подкрепляется делом. О, Умар, обрати внимание на мусульман, которые находятся далеко и вблизи, чьи дела вести поручил тебе Аллах. Желай им того же, чего желаешь себе и своей семье. Стремись к истине и не бойся обвинений на пути к Аллаху». Затем Умар спросил:

Кто способен таким быть, о, Саид?

Способен тот человек, который похож на тебя, из тех, кому Аллах поручил дела общины Мухаммада (мир ему и благословление), и нет между ним и Аллахом никого, ответил Саид.

Умар сразу же призвал Саида быть его помощником и сказал: «О, Саид, я назначаю тебя руководителем жителей Хомса». Саид стал просить: «Я прошу тебя ради Аллаха, не сбивай меня с пути правильного и не заставляй желать мирского».

Умар разгневался и крикнул: «Вы возложили на меня эту должность и противоречите мне? Клянусь Аллахом, я не оставлю тебя!». Затем назначил его халифом над Хомсом, и спросил, не выписать ли ему зарплату? Саид спросил: «Что мне с ней делать, о, правитель правоверных? То, что я получаю из общественной казны, превышает мои потребности».

Саид отправился в Хомс и стал править его жителями. Прошло совсем немного времени, и к Умару пришли надежные люди из числа жителей Хомса. Умар попросил написать имена нуждающихся жителей Хомса, чтоб им помочь. Когда Умар взглянул на список имен нуждающихся, то, заметив среди них имя Саида ибн Амира, спросил:

Кто такой Саид ибн Амир?

Наш правитель! - ответили они.

Ваш правитель нуждающийся?

- «Да!», прозвучал ответ, «клянемся Аллахом, вот уже много дней в его доме не горит очаг. Умар плакал до тех пор, пока не стала мокрой его борода. Затем, достав тысячу динаров, отдал жителям Хомса и сказал: «Передавайте ему салам, и скажите, что эти деньги послал ему правитель правоверных, чтоб он смог исполнить свои нужды».

Когда Саиду передали деньги, он посмотрел на них и оттолкнул от себя, сказав, будто его постигло несчастье: «Поистине все мы от Аллаха и к Нему будем возвращены». Удивившись, жена спросила его:

Что с тобой, о, Саид? Правитель правоверных умер?

Нет, произошло более серьезное.

Мусульмане потерпели поражение в битве?

Нет, больше, чем это.

А что может быть больше этого?

В мой дом вступили мирские соблазны, сокрушающие мой ахират, в мой дом вселилась смута, - ответил Саид. Тогда жена сказала: «Избавься же от нее!», но она не знала, что речь идет о динарах.

Ты мне поможешь в этом деле?

Да, ответила жена. Затем он взял динары и распределил среди нуждающихся мусульман.

Жалобы жителей на правителя

Умар (да будет доволен им Аллах) прибыл в Сирию, чтоб узнать их положение. Когда Умар остановился в Хомсе, жители пришли приветствовать его, и он спросил:

Каким вы нашли вашего правителя?

Они стали жаловаться на Саида, перечислив четыре качества, которые им не нравятся, и одна хуже другой.

Чем же вы недовольны?

Он не выходит к нам, кроме как в середине дня.

Что ты на это скажешь, о, Саид? - спросил его Умар.

Немного промолчав, Саид ответил: «Клянусь Аллахом, я не хотел об этом говорить, но так как нет выбора, скажу. Для моей семьи нет служащего, я встаю рано утром, замешиваю тесто, жду немного, затем пеку хлеб для семьи, после делаю омовение и выхожу к людям». После этого Умар снова спросил жителей:

На что еще вы жалуетесь?

Ночью он никому не отвечает.

Что на это скажешь, о, Саид?

Клянусь Аллахом, об этом тоже не хотелось говорить. Дело в том, что день я посвящаю им, а ночь Всевышнему Аллаху. Умар снова обратился к людям Хомса:

Еще на что жалуетесь?

Один раз в месяц он к нам вообще не выходит.

Что скажешь, Саид?

О, правитель правоверных, у меня нет одежды кроме той, которая сейчас на мне. В месяц один раз я ее стираю, жду, пока высохнет, а затем в конце дня к людям выхожу.

Еще на что жалуетесь?

Иногда он с утра до вечера впадает в бессознательное состояние и отсутствует на маджлисах.

А это почему, Саид?

Я видел, как казнили Хубайба в то время, когда я был язычником, как они разрезали его тело и спрашивали, хотел бы он, чтоб Мухаммад (мир ему и благословление) был на его месте. А он отвечал:«Клянусь Аллахом, не хотел бы быть спасенным и находиться среди своих родных, и дать вместо себя Мухаммада хоть колючкой кольнуть!» . Вспоминая этот день и тот момент, когда я не смог ему помочь, я страшусь, что Аллах не простит меня, и из-за этого на меня находит такое состояние. Потом Умар сказал: «Хвала Аллаху, Который не изменил мое мнение о Саиде!».

Отрешенность Саида от мирского мира.

Умар (да будет им доволен им Аллах) ему дал тысячу динаров, и когда жена увидела динары, она сказала Саиду: «Хвала Аллаху, Который обогатил нас и избавил тебя от необходимости заниматься домашними делами, купи продуктов и найми прислугу».

На это он ей сказал:

А хочешь сделать нечто лучшее, чем это?

Мы отдадим эти динары тому, кто вернет их нам когда мы будем нуждаться больше всего.

Каким образом?

Мы раздадим их и это будет наилучшим займом перед Аллахом.

Да. Да, вознаградит тебя Аллах добром, - ответила жена.

После этого, разложив динары в кошельки, Саид повелел одному из своих людей раздать деньги вдовам, сиротам и бедным.

Он был из тех, кто помогал другим, несмотря на свою бедность.

Умер Саид в двадцатом году по хиджре во время правления Умара ибн Хатаба (да будет доволен ими Аллах).

У каждого человека есть особое предназначение в этой жизни, призвание. Причём жизненный путь, по которому идёт человек, становится легче вдвойне, если он знает, в чём же заключается суть его происхождения и какова его миссия на Земле. Недаром пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в одном из своих изречений говорил: «…каждому будет облегчено (достижение) того, ради чего он был создан ». (Муслим).

Исключением из этого правила не являются и сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Каждый из них выполнял определённую роль, возложенную на него свыше, и делал это наилучшим образом. Кто-то из них прославился передачей большого количества хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как Абу Хурайра и Анас ибн Малик, кто-то был знатоком комментариев Корана, как Абдулла ибн ‘Аббас и Абдулла ибн Мас’уд, а кто-то отличался на полях сражения, как Халид ибн аль-Валид и Са’д ибн Абу Ваккас (да будет доволен ими всеми Аллах).

Именно в список славных воинов Ислама вписал свое имя и Ка’ка’ ибн ‘Амр (да будет доволен ими всеми Аллах). Ка’ка’ был гениальным стратегом войны, отличавшимся редкой храбростью и стойкостью на полях сражений. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обладал способностью находить общий язык со всеми. С каждым он говорил на те темы, которые могли бы заинтересовать его собеседника. Зная, что Ка’ка’ буквально влюблён в джихад, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как-то раз спросил его: «Что же ты подготовил для совершения джихада?» Ка’ка’ ответил: «Покорность Всевышнему, Его Посланнику и коня». На что Пророк сказал (мир ему и благословение Аллаха): «Это и есть то, что нужно».

После смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Ка’ка’ продолжил дело джихада под руководством Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах). Халиф мусульман знал, что Ка’ка’ обладает особой победоносной силой и посылал его для решения самых тяжёлых военных задач. Он даже говорил: «Войско, в котором есть подобный ему (Ка’ка’у), непобедимо». По просьбе Халида ибн Аль-Валида Ка’ка’ был направлен для взятия столицы арабского царства Лахмидов, Хиры. Спустя несколько лет после упомянутого события Ка’ка’ принял участие в двух важнейших по своему значению и накалу битвах – при Ярмуке и Кадисии. В битве при Ярмуке Ка’ка’ был во главе одного из ударных кавалерийских отрядов. По стратегической задумке Халида ибн Аль-Валида каждый из таких отрядов возглавлял самый отважный воин, и Ка’ка’ был одним из них.

В битве при Кадисии против персов Ка’ка’ также проявил немалую отвагу и героизм. Мусульманам в этой схватке пришлось столкнуться с боевыми слонами, которые склоняли чашу весов на сторону персов, но они, рискуя собственной жизнью, подходили к ним на расстояние полёта копья и поражали их один за другим. Неудержимый Ка’ка’ был также в авангарде этих смельчаков, и ему удалось одолеть большого слона персов, после чего персидская армия начала отступать.

Уже по завершении этой битвы халиф мусульман Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) написал главнокомандующему восточным иракским фронтом Са’ду ибн Абу Ваккасу (да будет доволен им Аллах) письмо, в котором среди прочего поинтересовался у него: «Кто же из кавалеристов Кадисии выделялся больше всего?» Са’д ответил: «Мне ещё не доводилось видеть такого, как Ка’ка’. В течение одного дня он совершил тридцать атак на вражеские редуты, и каждый такой рейд завершался убийством кого-то из видных полководцев персов». Предшественник халифа Умара Абу Бакр ас-Сиддик описывал мужественность и бесстрашие Ка’ка’ короткой, но ёмкой фразой: «Голос Ка’ка’а лучше, чем тысяча воинов ». (Имелось в виду, что его голос может быть более эффективным в устрашении противника, нежели тысяча солдат).

Скончался Ка’ка’ в городе Куфа в 40-м году по хиджре.
islamdag.ru

умер в 43 году по хиджре (по мусульманскому летоисчислению)

‘Амр прожил 93 года, 57 из которых не был мусульманином, он, наоборот, - воевал против них со жгучим желанием убить пророка Мухаммада. Был великим воином и полководцем.

На 57-м году жизни ‘Амр стал мусульманином. Участвовал в многочисленных и тяжелых сражениях бок о бок с такими великими сподвижниками, как Абу Бакр и ‘Умар. Это именно он открыл для Египта Ислам - сломил оборону и предоставил его жителям свободу выбора в вероисповедании. В Каире до сих пор стоит огромная мечеть, построенная под его руководством. Местные копты-христиане как жили, так благополучно и живут на территории Египта. Но после прихода туда ‘Амра подавляющее большинство населения стали мусульманами. Во времена правления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба ‘Амр ибн аль-‘Ас был назначен руководителем двух крупных областей - Египта и Палестины…

И вот его слова, произнесенные незадолго до смерти:

«Поистине, лучшее, что мы можем приготовить [себе для вечности], - это [убеждение] в единственности Аллаха (Бога, Господа) и в истинности миссии Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) [Его заключительного посланника, это нас спасет].

У меня в жизни было три периода.

В первый период я больше всех ненавидел пророка Мухаммада и не было никого, сильнее меня желавшего убить его. Умри я в том состоянии, [навечно] оказался бы в Аду.

[Второй период моей жизни начался] когда Всевышний Творец заложил в моем сердце Ислам (покорность Ему одному). Я пришел к Пророку и сказал: «Дай мне свою правую руку, я хочу заключить с тобой договор». Пророк открыл мне свою руку, и я сжал ее. Пророк спросил: «Что с тобой, ‘Амр?» Я ответил: «Хочу поставить условие». Пророк спросил: «Какое условие?» - «Мое условие в том, чтобы мне было прощено [бывшее до этого]». Пророк сказал: «Разве ты не знаешь, что Ислам [принятие его] устраняет все, что было до этого [плохое стирается, жизнь начинается с чистого листа], как и хиджра , и хадж ?» [В тот период] я больше всех на свете любил Пророка. Мои глаза не могли наглядеться на него. Если бы попросили описать Посланника, я не смог бы. Поистине, мои глаза не могли наполниться им (насытиться, глядя на него). Умри я в том состоянии, то, с Божьей помощью, оказался бы в Раю.

А потом наступил третий период. На нас возложили ответственность [государственные дела]. И я не знаю, каков я там [не знаю, как мои деяния будут оценены Богом и каким окажется мое положение в вечности].

[Прошу вас.] Когда я умру, пусть ни в коем случае похоронную процессию не сопровождают кричащие, восхваляющие и убивающиеся по поводу моей кончины, пусть не будет [специального] огня [торжественного траурного освещения].

Когда похороните меня [опустите в могилу], то постепенно закопайте ее, а после встаньте вокруг могилы и постойте такое время, за какое обычно происходит заклание верблюда и разделывается его туша, чтобы я чувствовал радость [от вашего присутствия и молитв за меня]. Это поможет мне, когда я стану давать ответ посланцам Божьим [ангелам Мункиру и Накиру] » .

Вот яркий пример от одного из величайших сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), пример того, как кардинально может измениться человек. Жизнь - это этапы и периоды.

Встречаясь с разными людьми, мы анализируем судьбы, складывающиеся где-то параллельно с нашей жизнью, и, бывает, отмечаем: «десять лет назад этот человек был совсем другим»; «она преобразилась и достигла очень многого, разведясь со своим тираном-мужем и создав семью с порядочным человеком»; «в школе его обижали и унижали, но через тридцать лет он добился огромного успеха»; «вчера он целыми днями молился, а сегодня запил и закурил от горя»; «не так давно он был тунеядцем и алкоголиком, а теперь уверовал, и его жизнь кардинально преобразилась».

Важно, кто мы внутри, насколько понимаем себя (без философии и пустословия) и насколько осмысленно живем, есть ли у нас цели, задачи на предстоящие годы, десятилетия, каково наше окружение и в чем именно помогает нам наша религиозная практика (молитва-намаз, пост) - действовать, достигать, преодолевать или уходить от ответственности, погружаться в спячку, надеясь посредством многочисленных молитв-намазов на Божью милость .

Смерть может прийти нежданно-негаданно, важно, в момент выполнения каких дел она тебя застанет и каков в этот момент будет твой внутренний мир, а также твой внутренний диалог.

‘Амр ибн аль-‘Ас, ставший мусульманином в 57 лет, хороший пример того, что не стоит торопиться с выводами относительно веры-неверия других людей. У каждого из нас очень много работы над собою (тело, интеллект, духовность) и забот с собственными делами (семья, работа, профессионализм и материальный достаток). Сосредоточившимся на себе, своем развитии и на конкретных осязаемых результатах деятельности можно (при наличии веры) рассчитывать не только на успех в обоих мирах, но и на становление живым примером реализации мусульманских ценностей, принципов для ближайшего окружения и людей в целом.

Дабы мы не обвиняли других, а сосредоточились на себе и своих результативных делах, напомню важный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, человек может на протяжении долгого периода жизни совершать поступки, свойственные обитателям Рая, но завершить жизнь делами обитателей Ада. [Продолжительность пребывания в Аду после Судного Дня будет зависеть от степени пагубности этих завершивших его жизнь деяний.]

А другой может на протяжении долгого периода совершать поступки, свойственные обитателям Ада [в душе искренне стремясь к вере и благочестию, препятствием чему постоянно будет являться назойливое и пагубное влияние извне (окружение, например)], однако [начав думать собственной головою и все-таки вырвавшись из темницы пагубных зависимостей, он в корне преобразится и] завершит жизнь делами обитателей Рая [где он по Божьей милости после Судного Дня и окажется]» .

По этой же теме есть и следующий интересный хадис: «Поистине, человек может [на протяжении долгого периода жизни] совершать поступки, свойственные обитателям Рая, как это видится (кажется) людям [то есть им будет казаться, что он очень праведный и набожный], но при этом он [станет] обитателем Ада [после Судного Дня в вечности].

А другой может [на протяжении долгого периода] совершать поступки, свойственные обитателям Ада, как это будет видеться (казаться) людям, однако он [в итоге станет] обитателем Рая. Поистине, дела [оцениваются пред Богом] по тому, как они заканчиваются [как отдельно взятое дело, так и жизнь в целом]» .

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 6. С. 354.

Хиджра - один из самых сложных периодов в жизни пророка Мухаммада, когда мусульмане под давлением язычников вынуждены были оставить свой родной город, свой кров, имущество, и переселиться в Медину.

Хадж - паломничество. Один из пяти столпов религиозной практики в Исламе. Обязательным является совершение его один раз в жизни. За исключением случая, когда человек не имеет на то материальной возможности.

В отличие от принятия Ислама, выполнение ритуала хаджа стирает не все прошлые прегрешения человека, а лишь малые грехи. Для прощения Богом больших грехов необходимо, чтобы человек раскаялся, исправился и более не повторял подобного. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 508, пояснение к хадису № 4/711.

Имам аш-Шафи‘и говорил: «Желательно [не спешить, а] прочитать хотя бы что-нибудь из Корана возле могилы [например, суру «Ясин»]. Если они [провожающие в последний путь] прочитают весь Коран, то это хорошо [то есть это еще лучше]». См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625.

Хадис от ‘Амра ибн аль-‘Аса; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 74, хадис № 192–(121); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 2/947.

Заключительный посланник Творца пророк Мухаммад говорил: «Находчивый (сообразительный) человек - это тот, кто умеет усмирять свой пыл [эмоции, осадить в нужный момент собственное «я»; держит под контролем страсть, знает меру в желаниях; делает то, что нужно, а не то, что ему хочется] и не забывает в делах, поступках о вечном [то есть работает над тем, чтобы быть счастливым и в мирской обители, и в вечной]. Слабый же (немощный) - это тот, кто идет на поводу своих желаний (хотений) [неконтролируемое «я» управляет им и направляет его] и постоянно ждет милостей от Бога [пассивен, сидит сложа руки, не делает ничего особенного, ссылаясь на то, что «все предопределено»; не ставит перед собой конкретных целей и задач, а тем более не работает над достижением их, кроме как, возможно, языком]». Хадис от Шаддада ибн Авса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 402, хадис № 6468, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 702, хадис № 2464, «хасан».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; хадис № 11–(2651); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 11–(2651); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1972, «сахих».

Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 894, хадис № 2898; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; часть хадиса № 12–(112); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 12–(112); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 175, хадис № 1458; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1971, «сахих».

Амр Ибн Кульсум (Перевод А. Ревича)

(Амр ибн Кульсум (умер в конце VI века). Вождь и выдающийся поэт племени таглиб. Как говорилось выше, между двумя родственными племенами бакр и таглиб шла непрерывная многолетняя война. Однажды, дабы разрешить давний спор, племена обратились к арбитру в лице Амра ибн Хинд. В качестве представителя племени таглиб был отправлен Амр ибн Кульсум; как гласит предание, речь в защиту своего племени он произнес перед арбитром в форме небольшой поэмы, которую арабская критика относит к числу муаллак. )

"Налей-ка нам в чаши вина из кувшина!.."

Налей-ка нам в чаши вина из кувшина! Очистим подвалы всего Андарина! Ну что за напиток! В нем привкус шафрановый. Немного воды - и смягчаются вина. Вино отвлекает от грусти влюбленного, Хлебнет он - и вмиг позабыта кручина. Скупца и того не обидят на пиршестве, Щедрей во хмелю самый алчный купчина. Так что ж ты, Умм Амр, обнесла меня чашею? Ты не соблюдаешь застольного чина. Что хмуришься? Все мы от рока зависимы, Разлука нас ждет, неизбежна кончина. Постой же, тебе я поведаю многое, Пока ты не скрылась в тени паланкина. О битвах жестоких, о воинах доблестных, О братьях твоих расскажу для почина. Ну что ты дичишься? Разлука расстроила? Нет! Больше не любишь ты, вот в чем причина! Когда бы не эти глаза посторонние, Когда бы мы слиться могли воедино, Ты руки свои бы открыла мне, белые, Живые, как вешняя эта равнина, И грудь, что из кости слоновой изваяна, Два холмика - их не касался мужчина. Подобны атласу бока твои нежные, А спину упругую делит ложбина. Ушел караван, с ним ушла ты, как молодость. Что делать? И жизни ушла половина. Равнина Ямамы полоской далекою Мерцает, как сабля в руке бедуина. Готов застонать я. Так стонет верблюдица, Зовя верблюжонка в долине пустынной, Так мать, семерых сыновей потерявшая, Горюет у гроба последнего сына. Сегодня и Завтра от рока зависимы, В грядущих печалях судьба лишь повинна. Царь Амр, наберись-ка терпенья и выслушай: Мы ринулись в бой, как речная стремнина, Мы шли к водопою под стягами белыми, В бою они стали краснее рубина. Стал день для врагов наших ночью безрадостной, В тот день мы к тебе не явились с повинной. Послушай, властитель, дающий убежище Лишь тем, кто приходит с покорною миной, О том, как у царской палатки мы спешились, На лагерь твой пышный обрушась лавиной. Собаки скулят, когда скачем к становищу, Мы рубим противника с яростью львиной, Молотим его, как пшеницу поспевшую, И воины падают мертвой мякиной. Под склонами Сальмы зерном обмолоченным, Коль надо, засеяна будет низина. Царь Хиры, еще ты наш гнев не испытывал. Восстав, он любого сметет властелина. Все знают: от предков нам слава завещана, В бою не уроним той славы старинной. Друзей, чьи шатры для кочевки разобраны, Всегда со своей охранял я дружиной. Мы их защищаем в минуты опасности, Поскольку мы связаны нитью единой. С врагами сойдясь, мы мечом поражаем их, А на расстоянии - пикою длинной. Мечом рассекаем противника надвое, А пикой любого пронзим исполина, Хоть кажется наше оружье тяжелое В умелых руках лишь игрушкой невинной. Плащи наши, вражеской кровью омытые, Как пурпур, горят над песчаной равниной. Когда нападенье грозит нашим родичам На узкой дороге, зажатой тесниной, Встаем впереди мы надежным прикрытием, Как Рахва-гора с каменистой вершиной. И юноши наши, и старые воины Готовы полечь, но стоят нерушимо. Мы мстим за убийство своих соплеменников, И наше возмездие неотвратимо. Тревога - и вмиг мы хватаем оружие, Но стоит промчаться опасности мимо, В тенистых шатрах мы пируем, беспечные, Спокойны, хоть наше спокойствие мнимо. Стоим как никто за свое достояние. Мы в клятвах верны и тверды, как огниво. Когда разгорелось в Хазазе побоище, Мы, действуя с разумом, неторопливо, В резню не ввязались, и наши верблюдицы На взгорье жевали колючки лениво. Врагу не даем мы пощады в сражении, Но пленников судим всегда справедливо. В добычу берем только самое ценное, Ничтожная нам не по вкусу нажива. Одежда из кожи у нас под доспехами, В десницах мечи голубого отлива, Сгибается лезвие, но не ломается, И наши кольчуги упруги на диво. От них на груди застарелая ржавчина, Ни смыть, ни стереть, как ни три терпеливо. Морщины кольчуг, словно волны озерные, Возникшие от ветрового порыва. Несут нас в сражение кони надежные, Их шерсть коротка и не стрижена грива. По праву они перешли к нам от прадедов, Потомкам на них гарцевать горделиво. Соседи, завидев шатры наши белые В скалистой лощине под кручей обрыва, Толкуют о щедрости нашего племени, Которое стойко и неприхотливо. И если сверкают клинки обнаженные, Мы ближним на помощь спешим без призыва, Мы пленным даруем свободу без выкупа, Но горе тому, чье смирение лживо. Никто не осмелится пить из источника, Пока нас вода его не освежила. В неволе не быть никогда нашим женщинам, Покуда голов наша рать не сложила. Они на верблюжьих горбах возвышаются, Краса их нежна и достоинство мило. Мы им поклялись, что, завидев противника, На вражьи кочевья обрушимся с тыла, Мечи отберем, и блестящие панцири, И шлемы, горящие, словно светила. Идут горделивые наши красавицы, Покачиваясь, как подпивший кутила. Они говорят: "Не желаем быть женами Бессильных и робких, уж лучше могила!" И мы защитим их от рабства и гибели, Иначе нам жизнь и самим бы постыла. Одна есть защита - удар, рассекающий Тела, словно это гнилые стропила. Мы сами окрестных земель повелители, Порукой тому наша дерзость и сила. Не станем терпеть от царя унижения, Вовек наше племя обид не сносило. Клевещут, твердят, что мы сами обидчики - И станем, хотя нам такое претило. Юнцам желторотым из нашего племени В сраженье любой уступает верзила. Земля нам тесна, мы всю сушу заполнили, Все море заполним, раскинув ветрила. Отплатим сторицею злу безрассудному, Накажем его, как того заслужило.

("Налей-ка нам в чаши вина из кувшина!.." - Андарин - селение около Алеппо, славившееся своим вином. Я мама - местность и селение в Центральной Аравии. Царь Амр - Амр ибн Хинд (554-570), правитель небольшого княжества в северной части Аравии, столица которого Хира находилась близ иракско-аравийской границы. )

«О Аллах, пошли ему знамение, способствующее
его добрым намерениям!»

Из мольбы Посланника Аллаха (мир ему и благословление).

Туфайл ибн Амр ад-Давси являлся одним из известных сподвижников Пророка (мир ему и благословление). Он принял Ислам до переселения Пророка (мир ему и благословление) в Медину, а затем и свой народ с помощью мольбы Пророка (мир ему и благословление) он призвал к Исламу.

Туфайл ибн Амр был вождём племени Давс в период невежества (джахилийа), одним из достойных арабов и одним из щедрых благородных людей. В его доме никогда не угасал очаг и никогда не закрывались двери для тех, кто желал войти. Он угощал голодных, успокаивал находящихся в страхе, покровительствовал просящим об этом. Вместе с этим, он был сообразительным человеком и прекрасным поэтом.

Туфайл, оставив жилища своего народа, проживавшего в местности Тухамат, направился в Мекку. В то время там язычники из курайшитов выступали против Пророка (мир ему и благословление). Они желала найти себе помощников. Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) призывал народ к Единобожию, а язычники из курайшитов противостояли призыву и всевозможными способами отталкивали людей от истинного пути.

Когда Туфайл прибыл в Мекку, он осознал, что вступает в их спор без подготовки, не имея намерения, и что сам он прибыл в Мекку не для этой цели. Туфайл даже и не думал о Пророке (мир ему и благословление) и о курайшитах. В Мекке с Туфайлом произошёл удивительный, незабываемый случай.

Туфайл рассказывает

Когда я прибыл в Мекку, лидеры курайшитов хорошо меня встретили, возвеличили и сказали: «О Туфайл, ты прибыл в наш город, а в нашем городе Мухаммад (мир ему и благословление) ведет с нами спор и утверждает, будто он Пророк (мир ему и благословление) – так он наводит смуту среди нас и разделяет наш народ. Мы опасаемся, что до вас тоже он дойдет - и тогда среди вашего народа тоже будет делать то, что делает среди нас. Не разговаривай с этим человеком и не слушай его: ведь его слова подобны колдовству, он - разлучающий отца с сыном, брата с братом, мужа с женой».

Клянусь Аллахом, они не переставали рассказывать мне удивительные вещи, и вселять страх за мой народ. После этого я твёрдо решил для себя, что не буду к нему приближаться, говорить с ним и слушать его. Утром, когда я пошёл на главную площадь для обхождения Каабы, чтобы получить благодать от идолов, которым мы поклонялись и возвеличивали, я заткнул уши ватой, боясь услышать что-нибудь от Мухаммада (мир ему и благословление). Но войдя на площадь, я увидел, как Мухаммад (мир ему и благословление), стоя возле Каабы, совершал намаз. А его намаз был не такой, который совершаем мы, поклонение его было совсем иным по сравнению с нашим - я не смог оторвать взгляд от него и меня впечатлило его поклонение. Сам того не осознавая, я обнаружил, что оказался рядом с ним. По воле Аллаха, я услышал речь Мухаммада (мир ему и благословление) - и вынув вату, я стал внимательно слушать. А послушав его, подумал про себя: «Я никогда в жизни не слышал речь прекраснее, чем его! О Туфайл, ты поэт и сообразительный человек, ты можешь отличить - что хорошо, а что плохо . Что же мешает тебе послушать его? Если в его словах есть благо, ты примешь их, ну а если нет - то оставишь» .

Я подождал, пока Посланник Аллаха (мир ему и благословление) отправится домой, пошёл вслед за ним, вошёл в его дом и сказал: «О Мухаммад (мир ему и благословление), народ твоего племени рассказывает мне про тебя такое и такое - клянусь Аллахом! - они не переставали вселять в меня страх по поводу твоего дела, я даже заткнул уши ватой, чтобы не услышать тебя. Но по воле Божьей я услышал твою речь: она была прекрасна! Расскажи мне о твоей религии».

Он рассказал мне о своей религии, прочитал суры «Аль-ихляс» и «Аль-фаляк». Клянусь Аллахом, я не услышал из его уст ничего, кроме хороших слов и понял, что это - истина. Затем я протянул ему руку и засвидетельствовал, что «нет Божества кроме Аллаха и Мухаммад (мир ему и благословление) Его Посланник».

После принятия Ислама, я остался в Мекке, изучал каноны Ислама, аяты Корана, а когда решил вернуться к своему народу, то обратился к Пророку (мир ему и благословление): «О Посланник Аллаха, мой народ подчиняется мне. Я решил вернуться к моим людям, и буду призывать их к Исламу. Попроси Аллаха сделать мне знамение, которое будет помогать мне в призыве!».

Тогда Пророк (мир ему и благословление) сделал дуа: «О Аллах, пошли ему знамение, способствующее реализации его добрых намерений!» . По пути на родину, когда я дошёл до горы, недалеко от жилищ моего народа, перед моими глазами появилось сияние, подобное светильной лампе.

Я попросил Всевышнего: «О Аллах, отведи сияние от моего лица - я боюсь, люди подумают, что это наказание мне из-за отхода от их религии» . Затем сияние перенеслось на кончик моей плети. Люди подумали, что это светильник, привязанный к плети. Я в это время спускался между двух гор и, когда спустился, навстречу вышел мой отец. Я сказал отцу:

Я принял Ислам и следую религии Мухаммада (мир ему и благословление).

О сын мой, твоя религия - это моя религия, - ответил отец.

Тогда иди, искупайся, одень чистую одежду.

Отец пошёл искупался, одел чистую одежду, пришёл ко мне и принял Ислам. Я научил его тому, чему научили меня, а потом и моя мать также приняла Ислам.

Затем пришла моя жена и я ей сказал:

Я стал мусульманином и следую Мухаммаду (мир ему и благословление).

Твоя религия - это и моя религия!

Иди искупайся из воды Зи аш-Шара (вода, которая стекала с горы и собиралась вокруг идола).

Неужели ты не боишься Зи аш-Шара?

Иди и искупайся там, я тебе обещаю, что этот каменный идол ничего плохого тебе не сделает!

Она искупалась, затем пришла ко мне, и я рассказал ей про Ислам - она его приняла.

Потом я стал призывать свой народ, но люди откладывали принятие Ислама, кроме Абу Хурайры, который сразу принял его. Я прибыл в Мекку и со мной был Абу Хурайра. Пророк (мир ему и благословление), меня спросил:

Какие новости, о Туфайл?

Сердца людей из моего народа покрыты пеленой, которая скрывает истину. Над ними преобладают распутство и неповиновение.

Пророк (мир ему и благословление) совершил омовение, затем намаз, после поднял руки к небу. В этот момент, увидев, что Пророк (мир ему и благословление) делает дуа, Абу Хурайра сказал: «Я испугался, что Пророк (мир ему и благословление) просит Аллаха ниспослать беду на мой народ - и он погибнет». Но Пророк (мир ему и благословление) попросил: «О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный! О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный! О Аллах, наставь племя Давс на путь истинный!».

Затем Пророк (мир ему и благословление), повернувшись к Туфайлу, сказал: «Возвращайся к своему народу и мягко обращайся с людьми, и призывай их к Исламу!».

Я призывал свой народ к Исламу, пока Пророк (мир ему и благословление) не переселился в Медину, прошли сражения при Бадре, при Ухуде, при Хандаке. После этого я пришёл к Пророку (мир ему и благословление) с восьмьюдесятью семьями из племени Давс (в другой версии передаётся, что было девяносто семей, которые приняли Ислам), и тогда Пророк (мир ему и благословление) нам очень обрадовался - и дал нам долю из добычи, распределявшуюся среди мусульман и полученную в сражении при Хайбаре. Мы попросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление), сделай нас твоим правым флангом в каждом походе!».

Разрушение идола «Зу аль-Кафайни» Туфайлом

До взятия Мекки Туфайл находился с Пророком (мир ему и благословление).Как-то он обратился к Пророку (мир ему и благословление): «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление), дай мне разрешение сжечь идола Зу аль-Кафайни, который принадлежит Умару ибн Хамаму!». Пророк (мир ему и благословление) дал ему разрешение. Затем он отправился к идолу, взяв собой пару человек из своего народа. Когда они дошли до идола и приготовились сжечь его, вокруг идола собрались мужчины женщины и дети, ожидая беды, которая настигнет их, если они нанесут вред идолу. Туфайл подошёл к идолу на глазах поклоняющихся ему людей, поджёг идола и сказал:

О Зу аль-Кафайни, я не раб тебе!

Мы родились раньше тебя.

Я поджёг тебя.

Когда пламя охватило идола, вместе с ним сгорели и все остатки многобожия, которые были ещё у племени Давс. Они все искренне уверовали в Единого Творца.

Удивительный сон Туфайла

По пути в Йамаму он увидел сон, рассказал об этом своим друзьям и попросил, чтоб они растолковали его. Но они спросили:

А что ты видел?

Я видел, как моя голова была побрита, как птица вылетела из моего рта, и какая-то женщина положила меня в свой живот, а мой сын пытался вытащить меня, но между нами была преграда.

Надеемся, что это к добру.

Я понял этот сон так, - говорит Туфайл. - Моя бритая голова означает, что она будет отрублена.Что касается птицы, которая вылетела изо рта - то это моя душа, а женщина - это земля, которая разрыта, чтобы похоронить в ней меня. Я желаю умереть шахидом. Мой сын, который пытался вытащить меня - это значит, что он ищет смерти на поле боя, которая ждёт меня, если на то будет воля Аллаха.

Смерть Туфайла

Туфайл постоянно находился рядом с Пророком (мир ему и благословление), пока он не ушёл в мир иной. После Пророка (мир ему и благословление), когда халифом назначили Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), Туфайл своим мечом, вместе со своим сыном дал слово о подчинении халифу. Когда начались войны против вероотступников, халиф Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах) отправил людей против лжепророка и Туфайл вышел в бой со своим сыном Амру - они были в первых рядах войска мусульман.

В сражении Йамамского похода Туфайл ибн Амр проявил чудеса храбрости и героизма. Также он сражался в других походах, и в одном из сражений пал смертью шахида - произошло это во время правления халифа Умара (да будет доволен ими Аллах).

Амру ибн Туфайл

Что касается его сына Амру, то он сражался в боях, пока не был тяжело ранен и потерял кисть правой руки. После этого он вернулся в Медину, оставив в земле Йамамы своего отца и руку.

Во времена правления халифа Умара ибн Хатаба (да будет доволен им Аллах) к нему пришёл Амру ибн Туфайл. В то время, когда все сидели у Умара, ему принесли пищу. Умар пригласил всех к столу, но Амру не принял приглашения.

Умар спросил его:

Что с тобой? Наверное, ты не хочешь есть со всеми из-за того, что стесняешься своей руки?

Да, о Повелитель правоверных.

Халиф сказал: «Клянусь Аллахом, я не прикоснусь к еде, пока ты не перемешаешь её своею рукой! Нет среди нас никого, кто бы хоть частью тела уже находился в Раю, кроме тебя!» (то есть рука Амра).