Инновации в системе специального образования детей. Инновации в специальном обучении: прикладные вопросы: сборник статей. Французский технологический парк София Антиполис

Состояние системы специального образования в период 1990-х гг. принято определять как кризис государственной системы специального образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого характерны следующие явления:

– социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом;

– охват системой специального образования лишь части нуждающихся детей, «выпадение» из системы детей с глубокими нарушениями в развитии;

– отсутствие специализированной помощи детям со слабо выраженными нарушениями;

– жесткость и безвариативность форм получения образования;

– преобладание образовательного стандарта над развитием личности ребенка;

В результате обучения специалистам становится видимым дисбаланс между обучением и развитием.

В последнее десятилетие, благодаря новым установкам государства, в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки изолированной системы обучения аномальных детей, устранены социально-политические и идеологические барьеры, сдерживающие развитие системы специального образования как системы помощи и развивающего образования: были разрешены частные благотворительные инициативы и патронаж церкви над аномальными детьми, причем к этому были одновременно допущены различные конфессии, резко расширены по сравнению с советским периодом права родителей. В Законе об образовании (1991 г.) провозглашена свобода выбора форм обучения и свобода в их создании; стало возможным построение новых форм образовательных структур.

Таким образом, принципиально изменился социальный заказ, возникла необходимость научно-методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах.

Объективная невозможность немедленного решения новой исторической сверхзадачи со стороны дефектологов привела к тому, что дефектологическая наука стала объектом массированной глобальной критики.

Одновременно на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, осуществлялось калькирование западных моделей. Сегодня наиболее компетентные энтузиасты в области инновации начинают осознавать непродуктивность и опасность «быстрых решений». Однако годы, прошедшие под знаком критического отношения к специальной педагогике, сыграли в целом негативную роль. Право на переосмысление и перестройку системы не признавалось за дефектолога-ми. В сознании общественности они оказались в позиции противостояния инновациям в области форм обучения детей с отклонениями в развитии. Однозначно негативно стала оцениваться вся система специального образования. Вместо ее эволюционного целенаправленного планомерного преобразования на базе развития бесспорных достижений дефектологической науки и практики, в очередной раз предпринимается характерная для нашей страны попытка революционного изменения ситуации, а значит, тотального разрушения сложившейся системы.

Институт коррекционной педагогики РАО считает принципиальным эволюционное развитие системы специального образования. Необходима последовательная и планомерная трансформация системы на разных уровнях.

Институт считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении следующих задач:

– поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;

– целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательных учреждениях страны, который может обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребенка с отклонениями в развитии;

– обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями слуха, интеллекта, речевыми нарушениями с целью создания государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий аномальных детей, начиная с первых месяцев жизни;

– определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений;

– переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образования в соответствии с новым социальным заказом;

– разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;

– обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение контингента детей со сложной структурой дефекта, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения. На основе интеграции результатов предшествующих исследований Института и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения;

– на основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей построить максимально полные модели, шкалы основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные обходные пути в достижении этапных задач.

Социально-экономические изменения в обществе привели к серьезным изменениям в системе образования, поэтому изменились и требования к научным знаниям. Специальная педагогика переживает кризисный период, многие актуальные проблемы обусловлены расширением реабилитационного пространства: «по горизонтали» – возникла необходимость широкого охвата различных категорий детей с отклонениями в развитии; «по вертикали» – осознается необходимость медико-писхолого-педагогической поддержки и сопровождения детей различных возрастных групп. Одной из самых актуальных и мало разработанных проблем является проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Система ранней помощи в нашей стране создана для глухих. Остро актуальна проблема интеграции, дискутируется вопрос о возможности и целесообразности совместного обучения детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников. Одной из наиболее острых, дискуссионных проблем является проблема итегрированного (совместного) обучения детей с нормальным темпом психического развития и детей с отклонениями в развитии.

Н.Н. Малофеев произвел социокультурный анализ современных тенденций образования лиц с особыми образовательными потребностями и пришел к следующим выводам.

Если считать 1990-е гг. в России началом перехода с четвертого на пятый этап, который Европа пережила в 1970-е гг., то следует признать интеграцию ведущей тенденцией развития системы на данном историческом отрезке времени. Однако, сопоставительный анализ показывает существенные различия социокультурных условий возникновения и реализации интегративных подходов к образованию детей с различными нарушениями в развитии.

Россия должна рассматривать интеграцию в образовании как один из нескольких перспективных путей развития системы в целом. Кажутся возможными два пути реализации тенденции – революционный и эволюционный.

Революционный путь предполагает разрушение старых традиционных форм организации дифференцированного специального образования и попытку внедрения западных моделей, что можно квалифицировать как грубую методологическую ошибку. Значительно более оправданным было бы внедрение западных моделей ранних этапов интеграции, приходящихся в Европе на период 1970-х гг., однако и в этом случае иные социокультурные условия делают неэффективным и этот перенос. Следовательно, наиболее оправданным является эволюционный подход.

Л.С. Выготский открыл путь к пониманию природы вторичных нарушений у аномальных детей, «социальных вывихов», коррекцией которых и должна заниматься специальная психология и педагогика. Развивая идеи Л.С. Выготского, российские исследователи выдвигают положение о необходимости использования сензитивных периодов становления высших психических функций, разрабатывают и апробируют комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций и на этой основе как можно более ранней, полноправной интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду.

Интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций в контексте целенаправленного общего развития аномального ребенка может рассматриваться как один из наиболее перспективных и оправданных путей реализации ведущей тенденции современного периода в России.

Другой важнейшей проблемой специального образования является недостаточная разработанность его нормативно-правовой базы.

В последние годы разработан проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором предпринята попытка осмысления специальных образовательных потребностей различных детей с отклонениями в развитии, регламентирована деятельность специальных образовательных учреждений. Однако этот документ до сих пор не утвержден и существует в качестве проекта.

В нашей стране в настоящее время специальными государственными актами сняты политические и гражданские ограничения с детей, имеющих нарушения в физическом и умственном развитии, в связи с чем обозначилась следующая проблема.

На сегодняшний день недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом, с комплексными нарушениями, с поведенческими расстройствами.

Существует проблема дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Исторически так сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста. Система специальных дошкольных учреждений сложилась только в начале 1970-х годов прошлого столетия. Психологические особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточно изучены, и система коррекционной помощи им несовершенна.

Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0–3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что служит фундаментом для дальнейшего развития высших психическиъх функций и личности в целом. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере, отсутствует целостная система ранней помощи детям с последствиями органического поражения центральной нервной системы.

При ИКП РАО в Москве создан центр ранней диагностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики комплексного сопровождения развития детей с первых месяцев жизни (Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Е.Ф. Архипова и др.).

Проблема социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и взрослых с отклонениями в развитии также требует дальнейшей разработки.

Вопросы и задания

1. Раскройте периодизацию эволюции отношения государства и общества к детям с нарушениями в развитии. Озаглавьте каждый из пяти периодов и укажите хронологические сроки, применительно к Западной Европе и к России. Совпадают ли сроки?

2. Каковы позитивные и негативные последствия ориентации отечественной системы обучения аномальных детей на цензовое образование?

3. Назовите наиболее актуальные проблемы специального образования на современном этапе.

(коррекционном) образовании

на современном этапе

Утвержденная 4 февраля 2010 г. президентом РФ Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"рассматривает в качестве г лавных задач современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Какой же представлена школа будущего в этом программном документе?

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Это значит, в школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это школа для всех. Это значит, в любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.
Новая школа - это современная инфраструктура, т.е. школы будут иметь современные здания - с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Вот такая школа будущего представлена в образовательной инициативе «Наша новая школа».

Образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет
основные направления развития общего образования.

1. Развитие системы поддержки талантливых детей.

В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.

Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.


Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

2. Совершенствование учительского корпуса.

В инициативе подчеркнуто, необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей. Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Такая практика будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации.

Система материальной поддержки - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей.


Одним из стимулов должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров -. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Не должно быть никаких бюрократических препятствий для учителей, в том числе молодых, желающих подтвердить высокий уровень квалификации ранее установленных сроков.

Средства на повышение квалификации намечается предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых - не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические, классические университеты. В регионах будут сформированы банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей.

Отдельная задача - привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям - в первую очередь , старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт.

3.Изменение школьной инфраструктуры

Облик школ должен значительно измениться. Общество получит реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда , позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Пятилетняя государственная программа "Доступная среда" направлена на решение этой проблемы.
Предстоит обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности. Системы отопления и кондиционирования зданий должны обеспечивать необходимую температуру в любое время года. Школы должны быть обеспечены питьевой водой и душевыми. В сельских школах необходимо отработать эффективные механизмы подвоза учащихся, в том числе требования к школьным автобусам.

4. Сохранение и укрепление здоровья школьников


Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников . В 2010 году введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых.


5.Расширение самостоятельности школ

Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. С 2010 года самостоятельность получили школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта "Образование", и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы .

Будет законодательно закреплено равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив семьям более широкие возможности выбора школы.
Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции.

6. Переход на новые образовательные стандарты
Определены новые цели школьного образования, которые сформулированы в стандарте, - воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

В обществе почему-то прочно укоренилось представление, что стандарт - это набор программ по отдельным школьным дисциплинам. Но если заглянуть в седьмую статью Закона "Об образовании", прочитаем, что стандарт - это совокупность трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре этих программ и к условиям их реализации. Поэтому от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, осуществляется переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.


В этом и есть принципиальное отличие новых стандартов от старых.

В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года . При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.


Уже в 2010 году вводятся новые требования к качеству образования, расширяется список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, вводится мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

Теперь остановимся на нововведениях коррекционного образования.
Российское законодательство, в развитие основополагающих международных документов в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для всех категорий граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Гарантии права граждан на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании» и других законодательных актах.


Особое внимание в школе будущего отводится обеспечению успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Признание прав лиц с особыми образовательными потребностями, их интересов, оказание помощи в процессе личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важными.

В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах.

От специалиста будущего потребуется способность к ускоренному освоению наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки. Ему будут необходимы глубокие знания в области технологий естественного и стимулируемого развития физического потенциала человека, умения и навыки выполнения его типологических и особенно индивидуальных характеристик занимающихся и построения адекватных им программ физического и спортивного совершенствования, а также организации инфраструктур обеспечения их полноценной реализации.

Ученые и практические работники утвердились во мнении о том, что инновационный подход к системе профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту сейчас становится наиболее значимым, поскольку согласно ему конечный результат определяет содержание и характер всего процесса профессиональной подготовки.

Успешное решение проблемы модернизации высшего профессионального физкультурного образования невозможно без комплексных исследований в таких научных сферах, как педагогика, акмеология, психология и социология путем интеграции их положений в едином исследовании. Отсутствие к настоящему времени четких теоретических и методических подходов, единого мнения специалистов по вопросам модернизации высшего профессионального физкультурного образования не позволяет в полном объеме осмыслить ее как целостную педагогическую систему. В связи с этим возникает потребность в исследованиях, направленных на построение новой педагогической системы, содержание которой отражало бы социальный заказ личности, общества и государства и основывалось бы на проверенных инновационных технологиях.

Инновации и традиции в современном физкультурном образовании

Одним из приоритетных инновационных направлений совершенствования существующей системы физического воспитания подрастающего поколения является подготовка специалистов с высшим образованием на основе экспериментально обоснованных документов, регламентирующих организационно-содержательные аспекты их обучения. Это, в свою очередь, делает возможным и целесообразным включение в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новых направлений подготовки.

Медико-биологическое обеспечение - одно из решающих условий рационального использования средств физической культуры и спорта, высокой эффективности учебно-тренировочных занятий, массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий. Оно способствует реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания и осуществляется в виде врачебного контроля.

Важной задачей является проведение массовых диспансеризаций студентов с использованием новых форм с привлечением последних достижений в медицине, использованием аппаратно-программных комплексном функциональной диагностики при обследовании состояния здоровья студентов. Позволяет решить целый ряд медицинских и социальных задач, организовать мониторинг состояния здоровья студентов и своевременно выявить первые признаки физического перенапряжения в учебном процессе.

Современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызвали необходимость обновления парадигмы физкультурного образования и объективно обусловили особую значимость инноваций в педагогической сфере. Инновации в физкультурном образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями людей.

Главной целью становится – формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Такая ориентация образования предполагает интеграцию знаний из разных предметных областей, прежде всего, предметов которые наиболее тонко и вместе с тем наиболее активно воздействуют на духовную и эмоциональную сферу личности.

В физкультурном образовании за последние десять лет определилось несколько приоритетных позиций инновационного развития.

во-первых, новое осмысление информационно-образовательного подхода;

во-вторых, использование индивидуального подхода в обу­чении и воспитании;

в-третьих, деятельный подход;

в-четвертых, создание непрерывного процесса физкультур­ного воспитания.

Рассматривают инновации не только с позиции введения новообразований. Он рассматривает инновацию как форму проявления нового качества педагогической реальности, как способ будущего творения в педагогике.

Для успешного реформирования высшего образова­нии были созданы альтернативные концепции построения процесса преподавании физической культуры в образовательных учреждениях. Исследуя их содер­жащие, ученные пришел к выводу о том, что их можно разделить на две группы.

Первая - ведомственная, или государственная, когда все обучение ведется с позиции государства, не учитываются потребности и желания студента, обучение осуществляется с целью обеспечения будущей профессиональной длительности. При таком обучении менее востребованы и остаются пореализованными такие показатели, как «общая культура», «нрав­ственность», «интеллект».

Вторая группа - индивидуально-типологическая. Содержание них концепций показывает, что подготовка студента проходит с учетом возрастно-половых особенностей, учитываются интересы и желания. Этот подход является более прогрессивным, но все же це­ли и задачи этих концепций ориентированы на будущую профессию, что является существенным недостатком.

Таким образом, приоритетными концепциями являются те, в разработке которых индивид представлен в совокупности свое­го биологического, психического и социального развития. Те, кто от­дает предпочтение существующему положению вещей в теории и практике физического воспитания, которое в основном направлено на воспитание физических качеств (развитие физических кондиций) и обучение физическим упражнениям, совершают, по нашему мне­нию, существенную ошибку, следствием чего является отсутствие необходимых знаний и умений, которые могли бы стать основой для возникновения традиций самостоятельных занятий физически­ми упражнениями на протяжении всей жизни индивида.

Сложная социально-экономическая, демографическая ситуация и состояние здоровья молодёжи диктуют необходимость совершенствования учебной программы по физической культуре высших учебных заведений, наполняя её валеологической составляющей. Совершенно очевидно, что физическая культура личности невозможна без культуры здоровья, и совершенно очевиден факт взаимного проникновения физической культуры и культуры здоровья. Серьёзно поднимается вопрос о необходимости формирования у студентов культуры здоровья. При этом под культурой здоровья докладчик понимает созданные человеком ценности, формирующие такой способ жизнедеятельности человека, в котором соблюдаются научно обоснованные социальные и биологические принципы здорового образа жизни. Уровень культуры здоровья личности определяется сформированностью универсальных и специально направленных компетенций, связанных с овладением возможностями самостоятельного использования средств и методов физической культуры для повышения адаптационных резервов организма, работоспособности и укрепления здоровья, обеспечивает формирование культуры здоровья студентов. Имеются разные подходы к внедрению валеологических знаний в учебный процесс. В интенсивно развиваемом в последнее время валеологическом направлении предусматривается введение валеологического компонента в виде универсального педагогического приёма. Другой подход связан с использованием ценностного потенциала физической культуры. Данный вид культуры является одним из значимых и действенных средств в формировании здоровья и здорового образа жизни, имеет гуманную направленность, формирует ценности, имеющие общекультурное значение, среди которых главная – здоровье человека. Общность целей и использование таких средств, как физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, ставят физическую культуру в особые взаимоотношения с валеологией и ведут к построению новой парадигмы физкультурного образования.

Реализация программ, направленных на повышение качества образования и укрепление здоровья учащихся с участием государственных и коммерческих организаций. Стратегия развития рынка физкультурно-спортивных услуг в условиях мегаполиса. Организационно-управленческие основы формирования спортивно-оздоровительных комплексов в условиях образовательных учреждений.

Резепкина Наталья Владимировна
преподаватель
ФКПОУ «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты РФ

Аннотация: Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.

Ключевые слова: инновационные технологии, специальное образование, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, дистанционное обучение.

Образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъектом своей жизни, своей деятельности, прежде всего, чтобы у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию. Хотелось бы упомянуть слова Джона Дьюи, который утверждал, что «если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей и прав инвалидов.

Современные технологии и методы в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

Отрадно, что сегодня изменилось отношение к инновационным методам, к новаторству вообще. Появилась возможность реализации любых эффективных методов и форм обучения. Педагогическая технология – главный фактор успеха в работе педагога.

XXI век ознаменовался новым этапом в развитии общества, связанным с формированием информационной культуры. Инновационные технологии в образовании не только повышают эффективность обучения и воспитания личности, они направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, получивших фундаментальные и прикладные знания.

Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции обучающихся с особыми образовательными потребностями в систему образования.

В педагогической деятельности необходимо руководствоваться словами великого педагога В.А. Сухомлинского, который утверждал что «в душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Но как подобрать эти струны? Как найти эти струны, чтобы ребенок почувствовал поддержку и поверил в себя? А, если ребенок инвалид или лицо с ограниченными возможностями здоровья?

Основная задача в педагогической деятельности - помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, уверенными в себе людьми, подготовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями. Термин «инклюзивное образование» является более современным, отражающим новый взгляд не только на систему образования, но и на место человека в обществе.

Таким образом, создание условий для полноценного воспитания и образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, адекватного их состоянию здоровья, в частности, введение инклюзивного образования выделено в один из приоритетов социальной̆ политики в мире.

Внедрение инновационных технологий в профессиональную подготовку будущего специалиста является необходимым элементом формирования основ профессионализма. Инновационные технологии в профессиональном образовании способствуют повышению качества обучения. Инновации в деятельности системы профессионального образования – это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования.

Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя с обучающимися и студентами.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

В профессиональной деятельности применяются самые различные педагогические инновации. Одной из таких инноваций являются информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс основан на дистанционных технологиях обучения. Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, является необходимым условием работы на занятиях и в дистанционном режиме.

Информационные технологии расширяют возможности предъявления учебной информации. Кроме того, использование информационно - коммуникационных технологий – это одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью студентов.

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе преподавателя в качестве формы организации учебной деятельности позволит индивидуализировать и дифференцировать работу со студентами, развивать навыки самостоятельной работы, удовлетворяя образовательные потребности и их индивидуальный образовательный маршрут.

Современная экономическая ситуация в России предъявляет более жесткие требования к качеству образования, предоставляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования системы образования, без его перехода на новый уровень.

Внедрение инновационных технологий в подготовку будущего специалиста является необходимым элементом формирования основ профессионализма.

Инновационные технологии в образовании способствуют повышению качества обучения. Инновации в деятельности системы профессионального образования – это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования.

Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающегося. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Следует заметить, что наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются следующие технологии:

1) интерактивные технологии, позволяющие:
- во-первых, наладить контакт детей со сверстниками в группе и со взрослыми;
- во-вторых, позволяет включаться в учебный процесс;
- в-третьих, помогает создать в группе различные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно использовать различные варианты.

Кроме того, данные технологии позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения.

2) дистанционные технологии

Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Ведь теперь, несмотря на то, что обучающийся находится вне аудитории, он может получать знания и активно участвовать в учебном процессе. Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов и педагогов, ведь именно от них зависит успешное обучение детей.

Включение детей с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешность его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.

Инновационная деятельность образовательной деятельности, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направлена на решение следующих задач:
- создание условий для получения полноценного образования без каких-либо ограничений;
- создание необходимой адаптивной среды в образовательном учреждении посредством укрепления учебно-материальной базы учреждений;
- обеспечение индивидуального образовательного сопровождения на основе инклюзивных подходов;
- создание условий для получения образования в различных вариативных условиях.

Следовательно, наиболее важным для развития инклюзии представляется следующее:
- обязательная профессиональная переподготовка педагогов, создание ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением опыта системы специального образования;
- развитие системы дистанционного обучения;
- совершенствование форм и методов работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- использование инновационных технологий на всех этапах воспитания и обучения;
- разработка психолого-педагогических технологий сопровождения.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

4. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании // Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА». – Бугульма. - № 1(16), 2013. – С. 17-20.

Инновации и традиции в современном физкультурном образовании

Одним из приоритетных инновационных направлений совершенствования существующей системы физического воспитания подрастающего поколения является подготовка специалистов с высшим образованием на основе экспериментально обоснованных документов, регламентирующих организационно-содержательные аспекты их обучения. Это, в свою очередь, делает возможным и целесообразным включение в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новых направлений подготовки.

В физкультурном образовании за последние десять лет определилось несколько приоритетных позиций инновационного развития.

1. во-первых, новое осмысление информационно-образовательного подхода;

2. во-вторых, использование индивидуального подхода в обу­чении и воспитании;

3. в-третьих, деятельный подход;

4. в-четвертых, создание непрерывного процесса физкультур­ного воспитания.

Рассматривают инновации не только с позиции введения новообразований. Он рассматривает инновацию как форму проявления нового качества педагогической реальности, как способ будущего творения в педагогике.

Обоснование подбора специальных упражнений в избранном виде ФСД с учетом анатомических, физиологических и биомеханических факторов.

Специально-подготовительные упражнения – это такие действия, которые имеют существенное сходство с соревновательным упражнением по координационной структуре движений, пространственным, пространственно-временным, ритмическим и энергетическим характеристикам, нервно-мышечным напряжениям и по преимущественному проявлению физических способностей.

Например, к числу специально- подготовительных элементов относится выполнение элементов и связок соревновательной комбинации (для гимнастов, аэробистов, акробатов).

Специально-подготовительные упражнения в зависимости от назначения подразделяются на:

1. подводящие – направленные в основном на

освоение техники движений;

2. развивающие –направленные главным образом на развитие физических и психических способностей;

3. комбинированные – направленные на одновременное развитие качеств и техники движений.

Используются в учебно- тренировочном процессе на любом этапе подготовке, с учетом возрастно-половых особенностей спортсмена, уровня подготовленности.

Биохимические и функциональные сдвиги в организме при выполнении мышечной работы. Показатели функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем у спортсменов различной квалификации и специализации.

Можно выделить следующие основные механизмы нерв­но-гормональной регуляции мышечной деятельности:



1. При мышечной работе повышается тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы, иннервирующей внутренние органы и мышцы.

2. В легких под влиянием симпатических импульсов повы­шается частота дыхания и происходит расширение бронхов. В результате увеличивается легочная вентиляция (через легкие в единицу времени проходит больше воздуха), что в итоге приводит к улучшению обеспечения организма кислородом.

3. Под влиянием симпатической нервной системы также повышается частота сердечных сокращений, следствием че­го является увеличение скорости кровотока и улучшение снабжения органов, и в первую очередь, мышц кислородом и питательными веществами. Этому также способствует расширение кровеносных сосудов в мышцах под воздейст­вием симпатических импульсов.

4. Очень важную роль в перестройке организма во время мышечной работы выполняют гормоны. При мышечной дея­тельности наблюдается выделение в кровяное русло многих гормонов. Однако наибольший вклад в функциональную и биохимическую перестройку организма вносят гормоны над­почечников(потому что они выделяют адреналин и норадреналин).

Наиболее важные механизмы действия этих гормонов следующие:

1. Попадая с кровью в легкие, катехоламины дублируют действие симпатических импульсов, вызывают повышение частоты дыхания и расширение бронхов, что приводит к увеличению легочной вентиляции и улучшению снабжения организма кислородом.

2. Под влиянием адреналина значительно повышается час­тота сердечных сокращений, а также увеличивается сила сердечных сокращений, что способствует еще большему возрастанию скорости кровообращения.



3. Происходит перераспределение крови в сосудистом русле. Под влиянием адреналина расширяются кровеносные сосуды органов, участвующих в обеспечение мышечной деятельности (скелетные мышцы, мозг, миокард, легкие, печень), и одновременно суживаются сосуды органов, не принимающих прямого участия в обеспечении функциониро­вания мышц (почки, желудочно-кишечный тракт, кожа и др.). В результате такого воздействия значительно улучшается кровоснабжение мышц и внутренних органов, имеющих от­ношение к выполнению мышечной работы.

4. В печени под влиянием адреналина ускоряется распад гликогена до глюкозы, которая затем выходит в кровь. В результате возникает эмоциональная гипергликемия (повы­шенное содержание глюкозы в крови), способствующая лучшему обеспечению глюкозой как источником энергии функциони­рующих органов. У спортсменов гипергликемия может воз­никать еще до начала мышечной работы в предстартовом состоянии.

Биохимические сдвиги в миокарде

Во время мышечной деятельности происходит усиление и учащение сердечных сокращений, что требует большего количества энергии по сравнению с состоянием покоя. Од­нако энергообеспечение сердечной мышцы осуществляется, главным образом, за счет аэробного ресинтеза АТФ. Ана­эробные пути ресинтеза АТФ включаются лишь при очень интенсивной работе (ЧСС более 200уд./мин.).