Нормативы обязательных резервов зарубежного центрального банка. Обязательные резервы коммерческих банков. Проанализируем современные подходы к организации системы обязательного резервирования в ведущих центральных банках мира

Норма обязательных резервов – это требование, которое используется большинством центральных банков мира. Оно выдвигается по отношению к коммерческим финансово-кредитным учреждениям. С помощью данного требования обеспечивается большая стабильность системы.

Минимальная норма обязательных резервов определяется как процент от депозитных обязательств. Она складывается из наличности в банковском хранилище и суммы на счете коммерческого учреждения в центральном банке.

Как экономический инструмент

Норма обязательных резервов используется в качестве средства монетарной политики. Она влияет на процентные ставки, изменяя размер доступных фондов для займов. Центральные банки Европы редко увеличивают норму резервов, потому что это сразу вызывает проблемы с ликвидностью у мелких финансовых учреждений. Зачастую они используют операции на открытом рынке. Таким образом, монетарная политика осуществляется через покупку и продажу государственных эмиссионных обязательств.

Народный банк Китая использует изменение требований в качестве инструмента борьбы с инфляцией. В 2007 году норма обязательных резервов была увеличена в десять раз. А затем еще в одиннадцать.

Традиционная точка зрения

В учебниках по экономике сведения о норме обязательных резервов зачастую можно найти в разделе о монетарной политике. Чем больше требования, тем меньше фондов у коммерческих банков. Это приводит к снижению денежной эмиссии, что увеличивает покупательную способность наличности в обращении. Согласно традиционной точке зрения, эффекты умножаются. Это связано с тем, что деньги, полученные в качестве займа, могут быть помещены на депозит, а его часть потом выдана в кредит.

Норма обязательных резервов: формула

Традиционное представление рассматривает влияние данного требования центробанков через мультипликатор. Введем следующие условные обозначения для того, чтобы определить норму обязательных резервов:

  • MB – монетарная база.
  • M1 – самая высоколиквидная ее часть, наличность и суммы на счетах до востребования.
  • m – денежный мультипликатор.

Таким образом, эффект от нормы обязательных резервов на монетарную базу выглядит в наших условных обозначениях так: M1 = MB * m. Однако в большинстве стран мира норма резервирования не используется в качестве инструмента монетарной политики. Это связано с тем, что ее повышение вызывает резкое ухудшение финансовой конъюнктуры. Мелкие банки могут даже обанкротиться, не найдя необходимую ликвидность.

Современная теория

Некоторые экономисты выступает с критикой традиционных представлений о резервных требованиях. Они обычно так или иначе касаются посткейнсианской концепции эндогенных денег. Представители этого направления отрицают существование депозитного мультипликатора. Они считают, что коммерческие банки практически полностью контролируют процесс создания денег в экономике. Поэтому норма обязательных резервов не оказывает практически никакого влияния.

В США

В Соединенных Штатах Америки минимальная норма резервов устанавливается ФРС и Советом управляющих банка. Она зависит от категории депозитных обязательств, имеющихся у финансово-кредитного учреждения. Сейчас норма в США в основном устанавливается по счетам до востребования. Подобные требования не предъявляются к имеющимся в банке срочным депозитам. Коммерческое финансово-кредитное учреждение хранит в резерве не только наличность в собственном хранилище, но и суммы на сетах. Если банк является членом ФРС, то он хранит специальные депозиты там.

По данным на 2015 год в США установлены такие требования:

  • Если на счетах до востребования клиентов меньше 15,2 миллионов долларов, то резерв не нужен. Это слишком маленький банк.
  • Если на счетах до востребования больше 15,2 миллионов долларов, но меньше 110,2, то это 3% от суммы на них. Это средние банки.
  • Если на счетах до востребования больше 110,2 миллионов долларов, то устанавливается максимальная норма обязательных резервов в 10%. Это крупные банки.

Если у финансово-кредитной институции не хватает средств, чтобы удовлетворить требования резервирования, ФРС может покрыть дефицит на 24 часа.

В Великобритании

В Соединенном Королевстве ранее действовала система добровольного резервирования. Минимальная норма не была установлена. Это фактически означало, что коммерческие банки могли вообще не иметь резервов. В 1999 году средний показатель по ним составлял 0,15%. Требование по резервированию было отменено в 1981 году.

С 1971-го по 1981-ой оно составляло 1,5%. С 1981 по 2009 год каждое коммерческое финансово-кредитное учреждение договаривалось отдельно с Банком Англии о размере своего месячного добровольного резерва. В 2009 году система была изменена. Банк Англии начал выплачивать проценты на излишки резервирования.

Страны, где норма обязательных резервов равна нулю

Таким образом, часть стран гораздо мягче относится к обеспечению вкладов до востребования. Канада, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Швеция и Гонконг не устанавливают норму обязательного резервирования. Однако нужно понимать, что это не означает, что банки этих стран могут бесконечно создавать деньги. Их ограничивают требования к уровню капитала. Многие экономисты считают, что они являются гораздо более эффективными, чем резервные обязательства. Центробанки данных стран выполняют крайне важную функцию, предоставляя необходимые резервы для защиты стабильности платежной системы.

1. Ставка рефинансирования……………………………………………….. 3

2. Нормы обязательного резервирования…………………………………. 6

3. Валютное регулирование ………………………………………………. 8

4. Операции на открытом рынке…………………………………………… 9

5. Структура денежной массы РФ………………………………………….12

Ставка рефинансирования Центрального банка РФ

1) представить определение ставки рефинансирования;

2) заполнить табл. 1 на основе данных, представленных на сайте ЦБ РФ (адрес: www.cbr.ru, раздел «Статистика», подраздел «Инструменты денежно-кредитной политики Банка России», «Ставка рефинансирования»):

Ставка рефинансирования - это процентная ставка, которую ЦБ РФ использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Таблица 1

Ставка рефинансирования Центрального банка РФ за период 2005-2011 гг.

№№ п/п Период действия Значение ставки рефинансирования, %
1 января 1992 г. – 9 апреля 1992 г.
10 апреля 1992 г. – 22 мая 1992 г.
23 мая 1992 г. – 29 марта 1993 г.
30 марта 1993 г. – 1 июня 1993 г.
2 июня 1993 г. – 21 июня 1993 г.
22 июня 1993 г. – 28 июня 1993 г.
29 июня 1993 г. – 14 июля 1993 г.
15 июля 1993 г. – 22 сентября 1993 г.
23 сентября 1993 г. – 14 октября 1993 г.
15 октября 1993 г. – 28 апреля 1994 г.
29 апреля 1994 г. – 16 мая 1994 г.
17 мая 1994 г. – 1 июня 1994 г.
2 июня 1994 г. – 21 июня 1994 г.
22 июня 1994 г. – 29 июня 1994 г.
30 июня 1994 г. – 31 июля 1994 г.
1 августа 1994 г. – 22 августа 1994 г
23 августа 1994 г. – 11 октября 1994 г.
12 октября 1994 г. – 16 ноября 1994 г.
17 ноября 1994 г. – 5 января 1995 г.
6 января 1995 г. – 15 мая 1995 г.
16 мая 1995 г. – 18 июня 1995 г.
19 июня 1995 г. – 23 октября 1995 г.
24 октября 1995 г. – 30 ноября 1995 г.
1 декабря 1995 г. – 9 февраля 1996 г.
10 февраля 1996 г. – 23 июля 1996 г.
24 июля 1996 г. – 18 августа 1996 г.
19 августа 1996 г. – 20 октября 1996 г.
21 октября 1996 г. – 1 декабря 1996 г.
2 декабря 1996 г. – 9 февраля 1997 г.
10 февраля 1997 г. – 27 апреля 1997 г.
28 апреля 1997 г. – 15 июня 1997 г.
16 июня 1997 г. – 5 октября 1997 г.
6 октября 1997 г. – 10 ноября 1997 г.
11 ноября 1997 г. – 1 февраля 1998 г.
2 февраля 1998 г. – 16 февраля 1998 г.
17 февраля 1998 г. – 1 марта 1998 г.
2 марта 1998 г. – 15 марта 1998 г.
16 марта 1998 г. – 18 мая 1998 г.
27 мая 1998 г. – 4 июня 1998 г.
5 июня 1998 г. – 28 июня 1998 г.
24 июля 1998 г. – 9 июня 1999 г.
10 июня 1999 г. – 23 января 2000 г.
24 января 2000 г. – 6 марта 2000 г.
7 марта 2000 г. – 20 марта 2000 г.
21 марта 2000 г. – 9 июля 2000 г.
10 июля 2000 г. – 3 ноября 2000 г.
4 ноября 2000 г. – 8 апреля 2002 г.
9 апреля 2002 г. – 6 августа 2002 г.
7 августа 2002 г. – 16 февраля 2003 г.
17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г.
21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г.
15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г.
15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г.
26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г.
26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г. 11,5
23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г.
29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г. 10,5
19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г.
4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г. 10,25
29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г. 10,5
10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г. 10,75
14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г.
12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г.
1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.
24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г. 12,5
14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г. 11,5
13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г.
10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г. 10,75
15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г 10,5
30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г.
30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г. 9,5
25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г
28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г. 8,75
24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г. 8,5
29 марта 2010 г. – 29 апреля 2010 г. 8,25
30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г.
1 июня 2010 г. – 27 февраля 2011 г. 7,75
28 февраля 2011 г. – 2 мая 2011 г.
3 мая 2011 г. – 25 декабря 2011 г. 8,25
26 декабря 2011 г. – 13 сентября 2012 г.
14 сентября 2012 г. – 8,25

3) провести анализ изменения ставки рефинансирования за указанный период.

Исходя из представленных данных в таблице, можно сказать, что ставка ЦБ РФ является инструментом, с помощью которого банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемые кредитными организациями юр. и физ. лицами.

Также можно сделать заключение, что ставка рефинансирования является сопутствующим механизмом по сдерживанию инфляционных процессов в России.

При уменьшении темпов инфляции, уменьшается ставка рефинансирования.

Когда ставка рефинансирования понижается с одной стороны выигрывают заёмщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики российских банков, лишаясь части прибыли от своих вложений.

Нормы обязательного резервирования

1) представить определение понятия «нормы обязательного резервирования»;

2) заполнить таблицу 2 на основе данных, представленных на сайте ЦБ РФ (адрес: www.cbr.ru, раздел «Статистика», подраздел «Инструменты денежно-кредитной политики Банка России», «Обязательные резервные требования»):

Таблица 2

Нормы обязательного резервирования Банка России в 2005-2011 гг.

Период действия Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций:
перед физическими лицами в валюте Российской Федерации перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте по иным обязательствам в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте
8 июля 2004 г. – 31 июля 2004 г. - 3,5 3,5
1 августа 2004 г. – 30 сентября 2006 г. 3,5 3,5
1 октября 2006 г. – 30 июня 2007 г. 3,5 3,5 3,5
1 июля 2007 г. – 10 октября 2007 г. 4,5 4,5
11 октября 2007 г. – 14 января 2008 г. 3,5 3,5
15 января 2008 г. – 29 февраля 2008 г. 4,5 4,5
1 марта 2008 г. – 30 июня 2008 г. 5,5 4,5
1 июля 2008 г. – 31 августа 2008 г. 5,5
1 сентября 2008 г. – 17 сентября 2008 г. 8,5 5,5
18 сентября 2008 г. – 14 октября 2008 г. 4,5 1,5
15 октября 2008 г. – 30 апреля 2009 г. 0,5 0,5 0,5
1 мая 2009 г. – 31 мая 2009 г.
1 июня 2009 г. – 30 июня 2009 г. 1,5 1,5 1,5
1 июля 2009 г. – 31 июля 2009 г.
1 августа 2009 г. – 31 октября 2009 г. 2,5 2,5 2,5

3) провести анализ изменения норм обязательного резервирования за указанный период.

Таким образом ЦБ при помощи НОР создаёт обязательные резервы на случай возможных проблем банка с расчётами по обязательствам, вытекающих из договоров, заключёнными с физическими лицами.

Анализируя таблицу видно, что в годы кризиса в 2008 году НОР достигает своего максимального значения. Это говорит о том, что размер общей денежной массы в стране увеличился и следовательно инфляция набирает обороты. И как результат ЦБ РФ поднимает величину процентной ставки НОР.

Следовательно:

Банки перечисляют больше денег на счёт ЦБ Банки увеличивают процентную ставку по своим конечным кредитам Конечные кредиты дорожают Люди пользуются ими всё меньше Деньги становятся “дорогими”, так как их количество заметно уменьшается

В итоге, такой процесс не способствует развитию экономики, однако ощутимо приостанавливает инфляционные процессы.

Валютное регулирование

1) раскрыть сущность валютного регулирования;

2) представить определение понятия «валютные интервенции»;

3) дать определение понятия «бивалютная корзина»;

4) заполнить таблицу 3 на основе данных, представленных на сайте ЦБ РФ (адрес: www.cbr.ru, раздел «Статистика», подраздел «Инструменты денежно-кредитной политики Банка России», «Структура бивалютной корзины»).

Обязательные резервы не всегда были инструментом денежно-кредитной политики в современном ее понимании. Этот рычаг влияния на банковскую систему сначала обуславливался необходимостью страхования вкладчиков банка, а также повышением ответственности банков перед своими клиентами.

В современном понимании минимальные обязательные резервы - это инструмент денежно-кредитной политики, сущность которого заключается в установлении обязательной нормы ресурсов, которую коммерческие банки должны хранить в центральном банке в процентах к привлеченных депозитов.

Минимальные обязательные резервы как инструмент денежно-кредитной политики является рычагом глубокого влияния на предложение денег. Обязательное резервирование призвано выполнять в экономике две основные функции, а именно:

o средства поддержания ликвидности коммерческих банков;

o инструмента регулирования денежной массы в обращении. Первичной функцией минимальных резервов является обеспечение

ликвидности коммерческих банков. Формирование централизованного фонда денежных средств должна служить надежным обеспечением вкладов. В сегодняшних условиях роль этой функции связана с обеспечением стабильности банковской системы, способствует как поддержанию непрерывности функционирования платежно-расчетного механизма, так и снижению рискованности вкладов в банки и уменьшению убытков от их банкротств.

На сегодняшний день эта функция трансформировалась и связана с обеспечением стабильности деятельности банковской системы в целом, что способствует, во-первых, поддержанию надежности платежно-расчетного механизма и, во-вторых, снижению уровня риска банковских вложений и минимизации потерь в случаях банкротства банков.

Основной функцией обязательного резервирования является воздействие на кредитный потенциал коммерческих банков с целью регулирования количества денег в обращении. Уровень минимальных резервов непосредственно влияет на количественные параметры кредитования субъектов национальной экономики со стороны коммерческих банков и определяет объем денежной массы.

Центральный банк периодически изменяет норму обязательного резервирования в зависимости от ситуации на рынке и типа политики, которым проводится. По ограничительной денежно-кредитной политики центральный банк прибегает к повышению нормы обязательных резервов, что ведет к уменьшению кредитных возможностей коммерческих банков и сокращение денежной массы в обращении.

За осуществление стимулирующей (экспансивной) денежно-кредитной политики центральный банк снижает норму обязательных резервов, в результате чего большая часть ресурсов остается в распоряжении коммерческих банков, что дает возможность увеличивать объемы кредитования и ведет к росту денежной массы в обращении (рис. 6.5).

Рис. 6.5. Использование норм минимальных обязательных резервов как инструмента денежно-кредитной политики

Современная монетарная политика предусматривает использование норм минимального резервирования как инструмента долгосрочного влияния на стабилизацию денежного обращения и средства антиинфляционной политики. Цель применения норм обязательного резервирования заключается в:

* Ограничении темпов роста денежной массы;

o изъятии избыточных средств с денежного обращения;

o формировании жесткой связи между денежной массой и денежной базой;

* Регулировании спроса на банковские ресурсы.

Норма обязательного резервирования устанавливается в законодательном порядке. Порядок ее применения существенно отличается как количественно, так и качественно в разных странах. Частое манипулирования нормами обязательного резервирования может вызвать определенные трудности, поскольку даже небольшие его колебания существенным образом влияют на объем кредитования в экономике. Этот инструмент обеспечивает решение в большей степени долгосрочных задач денежно-кредитной политики.

При использовании норм обязательного резервирования следует иметь в виду не только мультипликативный эффект кредитной экспансии, ослабляет его управляемость, но и влияние на уровень рентабельности коммерческих банков, поскольку деньги, находящиеся на резервных счетах, не приносят дохода. Это является своеобразным дополнительным "налогом" на деятельность коммерческих банков.

Механизм установления минимальных банковских резервов как эффективного и надежного инструмента денежно-кредитной политики в течение последних лет существенным образом потерял свое значение. Во многих странах центральные банки проводят постепенное снижение норм резервных требований. Так, например, центральные банки стран - членов Европейской системы центральных банков используют норму резервирования, что составляет 2%, а по срочным вкладам сроком более двух лет норма минимальных резервных требований не устанавливается.

Национальный банк Украины, в соответствии с Положением о порядке формирования обязательных резервов для банков Украины, использует норматив обязательного резервирования как один из инструментов реализации денежно-кредитной политики с целью контроля за денежными агрегатами из-за снижения (увеличения) денежного мультипликатора. Обязательства выполнять резервные требования возникает в коммерческом банке с момента получения лицензии НБУ на право осуществления соответствующих банковских операций.

Норма обязательных резервов считается одним из самых эффективных инструментов государства. Данный показатель устанавливается центральным банком страны для коммерческих кредитных организаций и закрепляется законодательно. Цель формирования резервов заключается в страховании всей банковской системы от непредвиденных обстоятельств, в поддержании уровня ликвидности и рентабельности. Кроме того, они повышают надежность и гарантируют сохранность сбережений граждан, находящихся на

В качестве мотивирующего фактора, когда создавались обязательные резервы, выступало желание всегда обладать определенной суммой денежных средств, за счет которых банк своевременно возвращает деньги клиента. В современной экономической ситуации правительство использует такие резервы для регулирования объема Например, когда в обращении ходит слишком много наличности, и в связи с этим ускоряются инфляции, норма обязательных резервов специально повышается. Таким образом, происходит удорожание кредитов и сдерживание части средств в расчетно-кассовом центре национального банка.

Не стоит забывать и о том, что с помощью подобных резервов правительство контролирует естественные процессы на финансовом рынке, корректируя стоимость ценных бумаг. Однако данным инструментом следует правильно управлять, ведь, помимо положительного его влияния, можно выделить и ряд недостатков. К примеру, постоянно изменяющаяся норма обязательных резервов порождает дисбаланс во всей так как приспособиться к новым условиям любому кредитному учреждению достаточно сложно. К тому же суммы, отчисляемые в резерв, подвергаются налогообложению, а значит, часть средств коммерческий бак теряет безвозвратно.

Банковские резервы должны содержать достаточно средств, чтобы сохранить финансовую устойчивость организации в изменяющихся условиях. Если их не хватает, то коммерческим банкам приходится брать ссуды у национального банка либо реализовывать часть своих ценных бумаг. А в итоге уровень общей ликвидности заметно снижается. Такую картину можно наблюдать при повышении норм резервирования. При их снижении высвобождаются кредитные ресурсы, которые идут на погашение существующей задолженности, что, соответственно, увеличивает ликвидность.

Норма обязательных резервов может повлиять на процентную ставку, уплачиваемую юридическими или физическими лицами в качестве вознаграждения за пользование кредитом. Конечно, когда правительство проводит политику «дорогих денег», сумма отчислений в резерв увеличивается - и тогда свободных кредитных ресурсов, находящихся в распоряжении банка, становится меньше. Это и является причиной роста процентной ставки по займам. Однако не всегда центральному банку удается воздействовать на коммерческие Может сложиться ситуация, при которой банки проводят масштабные операции и обладают большим количеством клиентов, а значит, и размер их прибыли будет достаточно высок. Устойчивое финансовое положение позволяет переводить на счет в национальном требования, не меняя размер процентных ставок по кредитам и депозитам.

Поэтому государственным органам следует тщательно изучить рыночную конъюнктуру, исследовать банковский сектор, и только потом предпринимать конкретные меры воздействия на экономику. Конечно, любое изменение нормы обязательного резервирования должно быть тщательно продумано и обосновано. В условиях стабильной экономики введение изменений может негативно сказаться на всей банковской системе, тогда имеет смысл воспользоваться другими рычагами денежно-кредитной политики.